_______________________________________________________________________________________
Gossec: Messe des Morts à Versailles
Ensemble Les Siècles, François-Xavier Roth (direction)
Chantal Santon (soprano), Emiliano Gonzalez-Toro (ténor), Arnaud Richard (baryton)
François-Joseph Gossec
Grande Messe des morts
Enregistré le 17 octobre 2013 à la Chapelle Royale du Château de Versailles
_______
Gossec: Messe des Morts at Versailles
Ensemble Les Siècles
Chantal Santon (soprano), Emiliano Gonzalez-Toro (tenor), Arnaud Richard (baritone)
François-Joseph Gossec
Grande Messe des morts
Recorded on October 17th, 2013 at the Chapelle Royale, Château de Versailles
_______________________________________________________________________________________
Название: Реквием (встречается "Месса мертвых")
Оригинальное название: Messe des Morts
Год: 2013 (запись 17 октября)
Жанр: Концерт классической музыки
Композитор: Франсуа Жозеф Госсек (François-Joseph Gossec) 1734-1829
Дирижер: Франсуа Ксавье Рот (François-Xavier Roth)
Хор и оркестр: Ensemble Les Siècles
Выпущено: Франция, STEP BY STEP Productions, Mezzo, FT
Режиссер ТВ: Yan Proefrock
Язык: Исполнение в оригинале
Солисты:
Chantal Santon (soprano),
Emiliano Gonzalez-Toro (ténor),
Arnaud Richard (baryton)
Реквием французского композитора Франсуа Жозефа Госсека (1734-1829), оркестр и хор Ensemble Les Siècles под управлением Франсуа Ксавье Рота. Запись осуществлена 17 октября 2013 в Королевской часовне Версаля.
О ДИРИЖЕРЕ:
Франсуа Ксавье Рот (фр. François-Xavier Roth; род. 1971) — французский дирижёр.
Окончил Парижскую консерваторию, где учился у Алена Мариона и Яноша Фюрста. В 2000 г. разделил с Паблосом Гонсалесом Бернардо победу на Международном конкурсе дирижёров Донателлы Флик в Лондоне, чем и заложил начало своей международной и особенно британской карьеры: далее работал вторым дирижёром в Лондонском симфоническом оркестре, затем ассистировал Джону Элиоту Гардинеру в ряде оперных проектов.
В 2003 году основал собственный оркестр «Столетия» (фр. Les Siècles), с которым, в частности, записал диск сочинений Жоржа Бизе и Эммануэля Шабрие.
В 2009 году возглавил Льежский филармонический оркестр.
Персональный сайт -
http://www.francoisxavierroth.com/
О МУЗЫКАЛЬНОМ ЖАНРЕ:
Название «Реквием» в переносном смысле зачастую употребляется в других видах искусства, обозначая произведение, посвящённое памяти умерших. В частности, известны поэма «Реквием» Анны Ахматовой по жертвам сталинских репрессий, одноимённое стихотворение Елизаветы Мнацакановой, картина Павла Корина «Реквием (Русь уходящая)» Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, нередко с участием солистов и в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст. Основа католического реквиема — секвенция «Dies Irae», написанная францисканским монахом Томмазо да Челано в XIII веке; позже к ней были добавлены Introitus, Kyrie, Offertorium и Sanctus.
Структура канонического реквиема, окончательно сложившаяся к 1570 году (была утверждена папой Пием V), соответствовала обычной католической мессе, но в нём отсутствовали Credo (Верую) и Gloria (Слава), вместо них были введены Requiem aeternam (в начале), Sequentia, Offertorium (Приношение даров) и Lux aeterna (Вечный свет)[1].
Изначально, как и обычная (или торжественная) месса, реквием складывался из мелодий григорианского хорала, был одноголосным хоровым сочинением и не предусматривал инструментальное сопровождение. Считается, что первый авторский реквием на канонический латинский текст был создан Гийомом Дюфаи в XV веке, но до наших дней он не сохранился. Первый сохранившийся принадлежит младшему современнику Дюфаи Йоханнесу Окегему — сочинение a capella, но уже вполифоническом стиле. Написанный задолго до 1570 года, этот Реквием ещё содержит часть Credo.
Развитие светской музыкальной культуры, в том числе оперного искусства, сказалось на дальшейшей эволюции Реквиема, как и других жанров изначально церковной музыки: в XVII—XVIII веках он постепенно эволюционировал в сторону концертности и симфонизации, по стилю становился гомофонно-гармоническим. Со временем исполнение реквиема утратило обрядовый характер и перешло в концертную практику.
Со второй половины XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру, — это в первую очередь Л. ван Бетховен. Однако многие сочинения не принадлежат к числу часто исполняемых, — например, реквиемы Ф. Листа, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, А. Брукнера, не говоря уже о менее известных композиторах.
В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу — как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как например Реквием Дж. Верди и Немецкий реквием И. Брамса; Антонио Сальери свой Маленький реквием и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя.
В России в то время был известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.
К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты.
В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).
О КОМПОЗИТОРЕ (автор С. Рыцарев):
Франсуа Жозеф Госсек (François-Joseph Gossec, 17 января 1734, Вернье, Бельгия, — 16 февраля 1829, Пасси, Франция) — французский композитор, писавший оперы, симфонии, хоровые работы и произведения для струнного квартета.
Один из крупнейших музыкальнообщественных деятелей, Госсек начал свой жизненный путь далеко от культурных центров Европы, в небогатой крестьянской семье. К музыке он приобщился в певческой школе при кафедральном соборе Антверпена. Семнадцати лет молодой музыкант уже в Париже, где находит покровителя - выдающегося французского композитора Ж. Ф. Рамо. Всего лишь через 3 года Госсек возглавил один из лучших оркестров Европы (капеллы генерального откупщика Ла Пуплиньера), которым руководил на протяжении восьми лет (1754-62). В дальнейшем энергия, предприимчивость и авторитет Госсека обеспечили ему службу в капеллах принцев Конти и Конде. В 1770 г. он организовал общество "Концерты любителей", а в 1773 - преобразовал основанное еще в 1725 г. общество "Духовные концерты", исполняя при этом обязанности преподавателя и хормейстера Королевской академии музыки (будущей Grand Opera). Из-за низкого уровня подготовки французских вокалистов требовалась реформа музыкального образования, и Госсек взялся за организацию Королевской школы пения и декламации. Возникнув в 1784 г., она в 1793 г. переросла в Национальный музыкальный институт, а в 1795 - в консерваторию, профессором и ведущим инспектором которой Госсек оставался до 1816г. Вместе с другими профессорами он работал над учебниками по музыкально-теоретическим дисциплинам. В годы Революции и Империи Госсек пользовался большим авторитетом, но с наступлением эпохи Реставрации восьмидесятилетний композитор-республиканец был отстранен от работы в консерватории и от общественной деятельности.
Диапазон творческих интересов Госсека очень широк. Он писал комические оперы и лирические драмы, балеты и музыку к драматическим спектаклям, оратории и мессы (в т. ч. реквием, 1760). Наиболее ценной частью его наследия стала музыка для церемоний и празднеств Великой французской революции, а также инструментальная музыка (60 симфоний, ок. 50 квартетов, трио, увертюр). Один из крупнейших французских симфонистов XVIII в., Госсек особенно был ценим своими современниками за умение придать оркестровому произведению французские национальные черты: танцевальность, песенность, ариозность. Возможно, поэтому его часто называют основоположником французской симфонии. Но поистине неувядающая слава Госсека - в его монументальной революционно-патриотической песне. Автор "Песни 14 июля", хора "Пробудись, народ!", "Гимна Свободе", "Те Deum" (для 200 исполнителей), знаменитого Траурного марша (ставшего прообразом траурных маршей в симфонических и инструментальных произведениях композиторов XIX в.), Госсек пользовался простыми и понятными широкому слушателю интонациями, музыкальными образами. Их яркость и новизна были таковы, что память о них сохранилась в творчестве многих композиторов XIX столетия - от Бетховена до Берлиоза и Верди.
Французская буржуазная революция XVIII в. "видела в музыке великую социальную силу" (Б. Асафьев), способную мощно воздействовать на мышление и поступки как отдельных людей, так и целых масс. Одним из музыкантов, владевших вниманием и чувствами этих масс, был Ф. Госсек. К нему обращается поэт и драматург Революции М. Ж. Шенье в стихотворении О власти музыки: "Гармоничный Госсек, когда твоя траурная лира провожала гроб автора Меропы" (Вольтера. - С. Р.), "вдали, в жутком мраке, слышались протяжные аккорды похоронных тромбонов, глухой рокот затянутых барабанов и унылые завывания китайского гонга".
ФАЙЛ
Качество: HDTVRip
Формат/контейнер: mkv
Видео: MPEG4 Video (H264) 1920x1080 25fps
Аудио: MP3 48000Hz stereo 192kbps
Продолжительность: 01:19:40
Размер: 2,05 ГБ (2 206 230 014 bytes)