_______________________________________________________________________
La Wally de Catalani au Grand-Théâtre de Genève
La Wally, d'Alfredo Catalani
Dramma musicale en 4 actes, livret de Luigi Illica d'après le roman Die Geyer-Wally de Wilhelmine von Hillern.
Créé le 20 janvier 1892 à Milan, au Teatro alla Scala.
Orchestre de la Suisse Romande, Evelino Pidò (direction)
Chœur du Grand Théâtre de Genève
Cesare Lievi (Mise en scène)
Ezio Toffolutti (Décors et costumes)
Gigi Saccomandi (Lumières)
Ainhoa Arteta (Wally)
Bálint Szabó (Strommiger)
Yonghoon Lee (Giuseppe Hagenbach)
Ivanna Lesyk-Sadivska (Walter)
Ahlima Mhamdi (Afra)
Enregistré les 18 et 20 juin 2014 au Grand Théâtre de Genève
Réalisé par Denis Caïozzi
_______
La Wally by Catalani at the Grand-Théâtre de Genève
La Wally, by Alfredo Catalani
Orchestre de la Suisse Romande, Evelino Pidò (Conductor)
Chœur du Grand Théâtre de Genève
Cesare Lievi (Stage Director)
Ezio Toffolutti (Sets and Costumes)
Gigi Saccomandi (Lighting)
Ainhoa Arteta (Wally)
Bálint Szabó (Strommiger)
Yonghoon Lee (Giuseppe Hagenbach)
Ivanna Lesyk-Sadivska (Walter)
Ahlima Mhamdi (Afra)
Recorded on June 18th and 20th, 2014 at the Grand-Théâtre, Geneva
Directed by Denis Caïozzi
_______________________________________________________________________
Название: Валли
Оригинальное название:
Год: 2014 (запись 18 и 20 июня)
Жанр: Опера в четырех актах
Композитор: Альфредо Каталани (Alfredo Catalani)
Либретто: Луиджи Иллика (Luigi Illica)
Режиссер-постановщик: Чезаре Льеви (Cesare Lievi)
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Эвелино Пидо (Evelino Pidò)
Оркестр романской Швейцарии (Orchestre de la Suisse Romande)
Хор Большого театра Женевы (Chœur du Grand Théâtre de Genève)
Сценография и костюмы: Ezio Toffolutti
Свет: Gigi Saccomandi
Режиссер видео: Дэнис Чьяосси (Denis Caïozzi)
Выпущено: Швейцария, Франция, Grand Théâtre de Genève, RTS, Arte GEIE, Mezzo, TV5MONDE, Classicall TV, M_Media
Язык: Итальянский с французскими субтитрами
Исполнители и действующие лица:
Ainhoa Arteta (Wally),
Bálint Szabó (Strommiger),
Yonghoon Lee (Giuseppe Hagenbach),
Ivanna Lesyk-Sadivska (Walter),
Ahlima Mhamdi (Afra)
Опера Альфредо Каталани «Валли» в постановке Чезаре Льеви в Большом театре Женевы. Оркестром романской Швейцарии руководит итальянский дирижер Эвелино Пидо. Спектакль записан в июне 2014 года.
О КОМПОЗИТОРЕ:
Альфредо Каталани (итал. Alfredo Catalani; 19 июня 1854, Лукка — 7 августа 1893, Милан) — итальянский композитор.
Каталани происходил из музыкальной семьи, первые уроки музыки получил от отца-органиста, затем учился в Музыкальном институте Лукки у Фортунато Маджи. Окончив его в 1872 году, уехал в Париж, где совершенствовался в консерватории по классам Антуана Мармонтеля (фортепиано) и Франсуа Базена (композиция). Через год Каталани возвращается в Италию и завершает образование в Миланской консерватории у Антонио Бадзини (композиция) и Карло Андреоли (фортепиано). Дипломной работой композитора в 1875 году становится одноактная опера «Серп» (La falce) на либретто Арриго Бойто. В этот период Каталани сближается с деятелями творческого объединения Scapigliatura, проникнувшись их идеями «нового искусства драмы и оперы». Он знакомится с творчеством Рихарда Вагнера, и под его влиянием формирует собственный стиль в противоположность зарождавшемуся в то время в итальянской опере течению веризма.
В 1876 г. музыкальный издатель Джованнина Лукка заказывает Каталани крупное драматическое сочинение, и композитор начинает работу над оперой «Эльда», в основу либретто которой была положена легенда о Лорелее. Произведение было окончено в 1877 г., но поставлено лишь спустя три года в Турине при поддержке дирижёра Карло Педротти и критика Джузеппе Депаниса.
Следующей оперой Каталани стала «Деяниче», но она была весьма прохладно принята публикой при первой постановке в театре Ла Скала в 1883 г., и по совету Бойто композитор написал крупное оркестровое сочинение — симфоническую поэму «Геро и Леандр». Четвёртая опера Каталани, «Эдмея», также имела лишь небольшой успех, однако одним из первых её представлений руководил молодой Артуро Тосканини, сделавший в дальнейшем очень много для популяризации музыки композитора.
Поскольку гонорары за постановки опер были небольшими, Каталани вынужден был искать дополнительные источники для существования, и в 1886 получил место профессора класса композиции в Миланской консерватории, освободившееся после смерти Амилькаре Понкьелли. В 1890 в Турине была осуществлена постановка значительно переработанной версии «Эльды» (теперь под названием «Лорелея»), и её успех вдохновил Каталани на создание ещё одной оперы — «Валли», ставшей его наиболее известной работой. Издатель Рикорди, которому композитор предложил напечатать партитуру, согласился выплатить гонорар за неё по частям, а полностью отдать сумму лишь после шестидесятого представления. Несмотря на то, что на премьере в Ла Скала опера имела успех, последующие её постановки были очень редкими, так как театры отдавали предпочтение более популярным работам. Здоровье Каталани, и без того слабое (композитор с юности страдал туберкулёзом), было подорвано падением интереса к его сочинениям: конкурс на написание оперы по случаю 400-летия открытия Колумбом Америки в 1892 году выиграл Альберто Франкетти, кроме того, большую популярность начали набирать произведения Джакомо Пуччини. После очередного обострения болезни Каталани умер, не дожив до сорока лет.
Оперы композитора
«Серп» (1875)
«Эльда» (1877, поставлена 1880)
«Деяниче» (1883)
«Эдмея» (1886)
«Валли» (1892)
О ДИРИЖЕРЕ (с сайта ГАБТ России):
Эвелино Пидо (Evelino Pidò) - итальянский дирижер
Окончил Туринскую консерваторию, затем — Венскую академию музыки. Международная карьера дирижера началась с выступления на Мельбурнском фестивале — за ним последовали приглашения в Сиднейскую оперу и гастроли с Симфоническим оркестром Австралийской радиовещательной корпорации (ABC).
В 1993 г. дебютировал в США — в Опере Санта Фе. В том же году дебютировал в Королевской опере Ковент Гарден («Севильский цирюльник» Дж. Россини). Затем выступил в Опере Лос-Анджелеса, на Оперном фестивале в Экс-ан-Провансе и Парижской национальной опере.
Известен как один из лучших интерпретаторов итальянского и французского репертуара, сотрудничает с ведущими театрами мира.
В 2008 г. дирижировал оперой «Джоконда» А. Понкьелли в Театре Реал (Мадрид). В 2009 г. осуществил постановку оперы «Сомнамбула» В. Беллини в Метрополитен-опере. В 2011 г. осуществил постановку «Анны Болейн» Г. Доницетти в Венской государственной опере и принял участие в гастролях Венской оперы в Японии. В 2012 г. дирижировал оперой «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта в Парижской национальной опере, операми «Симон Бокканегра» Дж. Верди и «Сомнамбула» В. Беллини в Венской государственной опере, «Пуритане» В. Беллини в Лионской опере и Театре Елисейских полей в Париже.
Среди недавних ангажементов: «Валли» А. Каталани в Большом театре Женевы, «Симон Бокканегра» Дж. Верди во Дворце искусств королевы Софии в Валенсии, «Адриенна Лекуврер» Ф. Чилеа в Венской государственной опере, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и «Вильгельм Телль» Дж. Россини в театре Ла Моннэ (Брюссель), «Норма» В. Беллини (совместная постановка Лионской национальной оперы и Театра Елисейских полей в Париже), «Тоска» в Парижской национальной опере, «Травиата» Дж. Верди в театре Лисео в Барселоне.
Часто выступает с симфоническими программами. Сотрудничает с крупнейшими оркестрами, среди которых оркестр Национальной академии Санта-Чечилия, Королевский филармонический оркестр, Филармонический оркестр радио Франции, Оркестр Романской Швейцарии.
В 2012 г. дирижер получил приз «Золотой Беллини» («за лучшую интерпретацию музыки Беллини»).
ОБ ОРКЕСТРЕ:
Оркестр романской Швейцарии (фр. Orchestre de la Suisse Romande) — один из ведущих симфонических оркестров Швейцарии, базирующийся в Женеве. Высокая репутация оркестра тесно связана с его основателем Эрнестом Ансерме, руководившим оркестром на протяжении почти полувека, начиная с его создания в 1918 г. Свой вклад в формирование этой репутации внесли и видные германские музыканты, работавшие в Швейцарии во время Второй мировой войны и тесно сотрудничавшие с оркестром, — прежде всего, часто дирижировавшие оркестром в эти годы Вильгельм Фуртвенглер и Карл Шурихт.
Среди премьер оркестра — Cantata Misericordium Бенджамина Бриттена (1963).
С января 2011 года эстонский дирижёр Неэме Ярви сменил Марека Яновски на должности художественного руководителя оркестра, а с сентября 2012 года — приступил к исполнению обязанностей музыкального руководителя. Договор с Н. Ярви заключён на три сезона до 31 августа 2015 года. В 2016 году к обязанностям художественного руководителя оркестра приступил британский дирижёр Джонатан Нотт.
Первый концерт оркестра в России состоялся 1 февраля 2012 г. в Большом зале Петербургской филармонии.
Главные дирижёры
Эрнест Ансерме (1918—1967)
Пауль Клецки (1967—1970)
Вольфганг Заваллиш (1972—1980)
Хорст Штайн (1980—1985)
Армин Йордан (1985—1997)
Фабио Луизи (1997—2002)
Пинхас Штейнберг (2002—2005)
Марек Яновский (2005—2012)
Неэме Ярви (2012-2015)
Джонатан Нотт (с 2016)
Официальный сайт -
http://www.osr.ch/
О ТЕАТРЕ (автор А. Майкапар):
Большой театр Женевы (Grand Théâtre de Genève) (названный так в 1910 году) открылся в 1879 году постановкой оперы Джоаккино Россини «Вильгельм Телль», оперы, которая считается швейцарским патриотическим произведением. Расположенный в старом городе рядом с музеем, консерваторией и университетом, оперный театр представляет собой замечательное архитектурное творение, отвечающее требованиям торжественных церемоний, часто происходящих в этом богатом городе. В 1951 году в театре произошёл пожар, после которого здание было реконструировано и особое внимание было уделено оборудованию сцены, которая сейчас оснащена всей необходимой машинерией.
Восстановленный театр был открыт в 1962 году оперой Верди «Дон Карлос», причём в её первоначальной французской версии, то есть в пятиактном варианте. В 1965 году директором театра становится Герберт Граф. Он начал свою деятельность с постановки «Волшебной флейты» Моцарта, пригласив в качестве художника Оскара Кокошку. Дальнейшее его пребывание в этой должности было отмечено возрождением многих забытых или малоизвестных произведений.
В 1973 году его преемником стал Жан-Клод Рибер, многое поставивший в театре сам. Резко сменился стиль руководства театром, когда его директором в 1980 году стал Хюгус Галл, главным принципом которого было трактовать каждую новую оперную постановку как совершенно самостоятельную и именно для неё специально приглашать режиссёра, художника и дирижёра.
В театре ежегодно ставится примерно восемь опер и два балета. Каждый спектакль идёт от шести до двенадцати раз. Постановочный период здесь сжат до минимума, и одна команда, готовящай спектакль, должна провести его от первого до последнего исполнения. И хотя мировые знаменитости приглашаются сюда не так часто, как, может быть, в Париж или Милан, театр активно посещается многочисленными иностранцами, прибывающими в Женеву, молодыми любителями оперы и студентами университета.
О ПРОИЗВЕДЕНИИ:
Валли (итал. La Wally) — опера в четырех актах итальянского композитора Альфредо Каталани. Итальянское либретто написано Луиджи Илликой по мотивам романа немецкой писательницы Вильгельмины фон Хиллерн «Валли-коршун. История, случившаяся в Тирольских Альпах» (1873). Премьера состоялась 20 января 1892 года в Милане в Театре Ла Скала.
Наиболее известным фрагментом оперы является ария Валли из первого акта «Ebben? Ne andrò lontana». Музыка этой арии первоначально была написана композитором как отдельное произведение — «Песня гренландки» (1878) и лишь позднее была включена в оперу «Валли».
Либретто
Акт первый. Деревня Хохштоф
В честь семидесятилетия Штроммингера объявлено соревнование стрелков. Музыкант Вальтер поздравляет юбиляра и развлекает собравшихся пением. На состязание прибывают стрелки из соседней деревни Зёльден во главе с Хагенбахом, сыном старого врага Штроммингера. Вначале все идет мирно, Хагенбах пытается наладить отношения с бывшим врагом отца. Но постепенно слово за слово старая вражда оживает, и Хагенбах оскорбляет Штроммингера. Жители Хохштофа прогоняют с праздника Хагенбаха и его друзей, и те, несмотря на просьбы дочери Штроммингера Валли остаться, уходят. Присутствующий на празднике Гельнер влюблен в Валли, он заметил, что та с интересом смотрела на Хагенбаха и явно увлечена им. Гельнер рассказывает старику о своих подозрениях и признается, что любит его дочь. Штроммингер согласен выдать дочь за Гельнера, ему невыносима даже мысль о том, что она может с благосклонностью смотреть на его врага Хагенбаха. Старик призывает Валли и объявляет ей свою волю — она должна в течение месяца выйти замуж за Гельнера, или он выгонит её из дому. Валли заявляет, что лучше она будет жить в альпийских снегах, чем выйдет за Гельнера, которого не любит.
Акт второй. Зёльден. Таверна «Орел»
Прошел год. Перед зданием таверны играют дети, собрались местные жители, обсуждающие предстоящий в Зёльдене праздник. Здесь же и Вальтер со своими музыкальными инструментами. Пришедший из Хохштофа пастор сообщает, что старый Штроммингер умер, и Валли унаследовала все его состояние. Хагенбах слушает новости без особого интереса. Он влюблен в хозяйку таверны «Орел» Афру. На праздник, зная, что там будет Хагенбах, приходит Валли, но Хагенбах не обращает на неё внимания. Зато, пришедший вслед за Валли Гельнер вновь признается ей в любви, но Валли отвергает его. Гельнер в ревности сообщает Валли, что Хагенбах женится на Афре. Валли оскорбляет Афру. Подзадориваемый Афрой, Хагенбах приглашает Валли на танец. Девушка соглашается, невооруженным взглядом видно, что она влюблена в Хагенбаха. Афра заключает пари, что Валли поцелует Хагенбаха. Так и получается. Все присутствующие смеются — Афра и Хагенбах выиграли пари. Оскорбленная Валли в ярости — призывая к себе Гельнера, она приказывает ему, если он её любит, убить Хагенбаха.
Акт третий. Горное ущелье
Гости расходятся с праздника, который был в Зёльдене. Валли, Вальтер и пастор проходят через горное ущелье. Их догоняет Гельнер. Он должен поговорить с Валли. Когда они остаются наедине, Гельнер соглашается на убийство Хагенбаха. Под покровом темноты он нападет на него и столкнет в ущелье. Валли в растерянности. Её гнев на Хагенбаха уже утих, и чувство любви к нему берет верх. Мимо, напевая, проходит Хагенбах. Валли замерла в оцепенении. Вдруг раздается крик и шум падающего тела. Возвращается Гельнер — он выполнил требование Валли и рассчитывает на награду. В ярости Валли отталкивает его и зовет на помощь. Прибежавшие жители поднимают из ущелья тело Хагенбаха. Афра просит перенести её жениха к ней в таверну. Валли согласна уступить Хагенбаха сопернице, лишь бы тот остался жив.
Акт четвертый. Высоко в горах
Валли, подавленная и угнетенная, бродит по горам. Её сопровождает Вальтер. Он просит девушку вернуться в деревню. Начинается Рождество, и все празднуют. Валли отказывается и отсылает Вальтера. Ей нечего делать в деревне с людьми, она хочет умереть. Внезапно она слышит голос, который зовет её. Это Хагенбах, который оправился от падения и пришел признаться, что он любит Валли, но не решался сказать ей об этом. Валли счастлива. Влюбленные теперь будут вместе, но нужно спускаться в деревню. Хагенбах идет искать тропинку, ведущую вниз. В это время с горы сходит лавина и погребает его. Валли секунду колеблется, а затем бросается в пропасть вслед за любимым.
ФАЙЛ
Качество: HDTVRip
Формат/контейнер: mkv
Видео: MPEG4 Video (H264) 1920x1080 25fps
Аудио: Dolby AC3 48000Hz stereo 192kbps
Продолжительность: 02:11:06
Размер: 3,37 ГБ (3 623 350 353 б)