Исполнитель: Tom Waits
Альбом: Closing Time
Дата выхода: 1973/2008
Жанр: Jazz, Blues, Folk
Кол-во треков: 13
Время звучания: 00:53:08
Формат | Качество: Lossless FLAC (image+.cue) / mp3 CBR 320 kbps
Размер: 436 mb / 254 mb (3% восст.)
Closing Time (Время закрытия) - дебютный альбом американского певца и актера Том Уэйтса, вышедший в марте 1973 года на Asylum Records. Уже с первого альбома Уэйтс установил традицию - альбом не имел коммерческого успеха, то есть массовых продаж, и даже не засветился в чартах, но зато приобрел себе круг верных поклонников. Впрочем, с успехом поздних альбомов Уэйтса, когда его наконец-то "раскусила" и широкая публика, Closing Time тоже стал успешно переиздаваться.
ИСТОРИЯ
Человек с голосом, который "как будто вымочили в бочке бурбона, оставили на несколько месяцев висеть в коптильне, потом вытащили и стали развозить на машине" (критик Дэниэл Дерчхольц) по имени Томас Алан Уэйтс, родился 7 декабря 1949 г. в солнечной Калифорнии в семье школьных учителей. Отец Джесс Фрэнк Уэйтс имел шотландско-ирландское происхождение, а мать Алма Джонсон МакМюррей имела норвежские корни. Они жили в маленьком городишке с громким названием Нэшнл-сити - Национальный Город - прямо у мексиканской границы. Отец преподавал испанский язык, и Том часто ездил с ним в Мексику. Из тех поездок, по воспоминаниям Тома, в нем зародилась любовь к музыке - в машинном радио звучали мексиканские баллады.
В 16 лет Уэйтс играл в R&B и соул группе под названием The Systems. Позже он заявлял, что ему никогда не нравилась музыка 1960-х: "Меня не впечатляли Blue Cheer, я всегда искал любую альтернативу, пусть даже Бинга Кросби". Будучи поклонником творчества Боба Дилана, Лорда Бакли, Джека Кируака, Луиса Армстронга, Хаулина Вулфа и Чарльза Буковски, Уэйтс стал вырабатывать собственный неповторимый музыкальный стиль.
Первой работой Тома стала пиццерия "Наполеон Пицца Хаус" в его родном Нэшнл-сити. Позже он споет об этом опыте в альбомах The Heart of Saturday Night (1974) и Small Change (1976). Через пять лет Уэйтс устроился работать швейцаром в ночном клубе Heritage в Сан-Диего, где состоялось и его первое выступление на сцене, за которое он заработал 25 долларов. Отслужив в армии - береговой охране, Уэйтс перебрался устраивать свою музыкальную жизнь в Лос-Анджелес, где добился выступлений по понедельникам в легендарном клубе "Трубадур", в котором музыканты целый день стояли в очереди, чтобы добиться выступления на ближайший вечер.
В 1971 Уэйтс подписал контракт с менеджером Фрэнка Заппы Хербом Коэном и перебрался жить в район Лос-Анджелеса под названием Эхо-парк, где проживали в то время Заппа, Джексон Браун, Гленн Фрай из Eagles и многие другие музыканты. С августа по декабрь 1971 Том Уэйтс сделал серию демозаписей на фирме Коэна Bizarre/Straight Records с продюсером и звукоинженером Робертом Даффи, среди которых были и такие, с которыми он прославился позже. Все эти записи Bizarre/Straight выпустила недавно в виде двух двойных альбомов под названиями The Early Years, Volume One и The Early Years, Volume Two - кстати, вопреки желанию самого артиста.
Репертуар Уэйтса в период выступлений в "Трубадуре" состоял преимущественно из песен Боба Дилана вперемежку с собственными сочинениями. На одном из этих концертов Уэйтса приметил Дэвид Геффен, он провел переговоры с менеджером Уэйтса и подписал певца на свой лейбл Asylum Records, на котором Уэйтс писался все 1970-е годы и выпустил семь альбомов.
ЗАПИСЬ
Еще до записи альбома, Том Уэйтс подружился с человеком, которого назначили в качестве продюсера альбома Closing Time. Это был Джерри Йестер, игравший первую половину 1960-х американскую фолк-музыку, а с 1965 - в известной рок-группе Lovin’ Spoonful, а также состоявшийся как продюсер. В начале 1972 Уэйтс сделал пробные записи в доме у Йестера. Во время этих записей они определились с инструментовкой и аранжировкой альбома. Том Уэйтс тогда решил: "это абсолютно ясно, что нужен контрабасист", вместо обычного бас-гитариста. По рекомендации Йестера были наняты гитарист Питер Клаймс, трубач Тони Терран, дополнительный гитарист Шеп Кук, ударник Джон Сайтер, и по рекомендации ударника - джазовый басист Билл Пламмер.
Основные сессии записи проходили весной 1972 года в знаменитой голливудской студии Sunset Sound Recorders, где записывались The Doors, Buffalo Springfield, Нил Янг и другие знаменитости. Запись прошла "быстро и эффективно". В начале сессий Уэйтс с непривычки еще нервничал и был напряжен, но потом вошел во вкус, а позже у них с Йестером начались перепалки по поводу выбора - в каком направлении делать альбом. Уэйтс хотел придерживаться джаза, а Йестер видел в этом материале фолк-альбом.
Впрочем, несмотря на эти трудности, Уэйтс был очень коммуникабельным, умел находить нужные слова, чтобы объяснить музыкантам, какого звучания он хочет добиться в каждом конкретном случае. Вся запись заняла десять дней, из них первые два дня ушли просто на "привыкание к студии". Оба - Уэйтс и Йестер, как истинные "совы", мечтали записываться по вечерам и ночью, но вероятно большинство музыкантов в этом мире - "истинные совы", и эти часы в студии были как правило уже заняты. Поэтому пришлось работать днем - с 10.00 до 17.00. Барабанщик Сайтер подпел второй голос в первой песне альбома "Ol' '55" (Мои 55). Он же придумал голосовую гармонию, легким фоном вступающую перед каждым припевом этой песни. Таким образом записали девять песен. Для альбома не хватало.
Тогда арендовали на следующей неделе студию United Western Recorders, где дописали все остальное. В последний день в записи участвовали дополнительно приглашенные Эрни Эгилссон, сменивший на басу Пламмера, а также виолончелист Джесс Эрлих. По воспоминаниям Йестера самое яркое впечатление оставила запись заключительного номера альбома - инструментальной композиции "Closing Time", как бы говорящей: "Время закрываться": "Это была самая магическая запись, в какой я только участвовал. Когда ее закончили, как в студии, так и в аппаратной, минут пять никто не разговаривал и даже не шевелился. Все оставались на своих местах, желая расстянуть этот момент в вечность."
На следующий день наложили струнные инструменты в песнях "Martha" (Марта) и "Grapefruit Moon" (Грейпфрутовая Луна). Кстати, Уэйтс "зацепил" Дэвида Геффена тогда в клубе "Трубадур" в момент исполнения своей "Грейпфрутовой Луны". Сведение и мастеринг альбома Closing Time сделали на студии Wally Heider Recorders.
АЛЬБОМ
В музыкальном плане уже первый альбом Тома Уэйтса представляет собой полную эклектику - выражаясь проще, мешанину музыкальных стилей. Если песни "Ol '55" и "Old Shoes" (Старые ботинки) можно отнести к фолк-музыке, то "Virginia Avenue" (Проспект Вирджинии), "Midnight Lullaby" (Полуночная колыбельная), "Grapefruit Moon" (Грейпфрутовая Луна) несут в себе джазовый темперамент. Самая "отвязная" вещь в альбоме "Ice Cream Man" (Продавец мороженого) - "Я мороженщик, я то, что тебе надо, милая". Как гласит один комментарий под этой песней, выложенной на YouTube: "Блин, если бы в лотках с мороженым играла эта песня, вместо их дурацких колокольчиков, я покупал бы мороженое каждый день!" Действительно, отсюда начинался знакомый нам Том Уэйтс.
Удивительно, что тексты у Уэйтса даже в юном возрасте - ему было 24 во время записи Closing Time - несут в себе настроения зрелого возраста. Первый номер альбома, фактически первая песня Уэйтса, распространившаяся на пластинке, исполняется от лица человека, достигшего "своих пятидесяти пяти", который едет в машине, описывает свои ощущения от жизни и чувства, которые "стали сильнее с возрастом" и просит у Бога, чтобы это продлилось немного подольше. В других песнях либо меланхолия (например "Lonely" (Одинокий), либо эдакое "дорожное" настроение, типа как в "Old shoes":
Так, пока! до свидания!
Дороги зовут меня, дорогая
И твои слезы больше не удержат меня
Я прощаюсь с девушкой, у которой солнышко в глазах
Я поцелую тебя и уезжаю.
ОБЛОЖКА И НАЗВАНИЕ
Обложку альбома Closing Time делал калифорнийский художник-спец по обложкам - Кал Шенкель - создатель дизайна и обложек многих альбомов Фрэнка Заппы. Образ подобран под настроение и название альбома "Время закрываться" - Уэйтс изображает типичного барного музыканта, устало склонившегося к пианино в конце, что называется рабочей смены - часы в углу показывают четвертый час утра. Красноречиво говорят сами за себя стакан пива, гора "бычков" в пепельнице и стопка монет от песен, спетых на заказ. Обратная сторона выражает такой же минимализм - крупным планом лицо Уэйтса, как говорят, снятое однажды в гримерке после выступления в "Трубадуре". Обе фотографии сделал Эд Караэфф (судя по фамилии - Эдик Караев!), известный своими иконическими фотографиями рок-звезд, особенно прославившийся снимком Джими Хендрикса, ритуально сжигающего свою гитару на Монтерейском фестивале.
Про название - "Время закрываться" - интернетный критик Георгий Старостин сказал: "Я ни разу не слышал другого альбома, более адекватного своему названию". Он оценил альбом отметкой 12 баллов (Simply Excellent) из 15 возможных:
"Это очень и очень забавное совпадение, что дебютный альбом Тома Уэйтса вышел в том же году, что и дебют Брюса Спрингстина. Оба работали в одном направлении, создавая каждый - свой достаточно своеобразный стиль с непременным для каждого автора-исполнителя упором на внутренние переживания и жизненную философию и отличающийся грубоватой, приземленной манерой пения. Оба - поклонники Дилана. Оба использовали для выражения своих мыслей джазовые фортепиано-духовые аранжировки (хотя Брюс больше опирался на гитару).
Но на этом сходства завершаются, поскольку Том Уэйтс обладает тем, чего не было, по крайней мере, в те времена у мистера Спрингстина: смирением и отсутствием претенциозности. Closing Time на сотни световых лет далеко от шизофренического периода Уэйтса восьмидесятых. Слушая эти простые скромные мелодии, невозможно предсказать, какие странные и причудливые повороты примет дальнейшая карьера Уэйтса. И честно говоря, прослушать все это в первый раз до конца достаточно трудно, если у вас нет привычки к народной музыке (что называется "рутс" - корни). Но если осилить это и во второй раз, о парень, эта музыка останется с тобой навсегда."
ВЫХОД В СВЕТ
Closing Time вышел в продажу в марте 1973 года. За месяц до альбома, как водится, в рекламных целях была выпущена сорокопятка "Ol' 55". Причем, одна и та же песня была на обеих сторонах сингла: моноверсия на стороне А, стереоверсия на стороне Б. С выпуском альбома Уэйтс отправился в свое первое турне по стране в таком (совсем неальбомном) составе:
- Уэйтс (вокал, акустическая гитара, ф-но)
- Боб Уэбб (контрабас)
- Рич Фелпс (труба)
- Джон Форша (гитара)
Критика отозвалась на альбом довольно положительно. Rolling Stone назвал Closing Time "замечательным дебютным альбомом". Отличающийся обычно жестоким критицизмом Роберт Кристгау написал в типичной своей лаконичной манере: "с пианино джазовой школы и своей тягучей манерой подачи, Уэйтс вторгается в область честной сентиментальности, но делает это достаточно убедительно, чтобы поверить ему".
В коммерческом плане однако альбом далеко не пошел, зато неожиданно имел успех с другой стороны. Популярные артисты стали исполнять песни из него. Уже в конце того же 1973-го Тим Бакли записал песню "Martha" в своем альбоме Sefronia, и она стала первым кавером песен Уэйтса в исполнении известного артиста. С тех пор "Марту" записывали многие исполнители, среди известных Бетти Мидлер в 1979 и Meat Loaf в 1995. В 1974 году группа Eagles - друзья и земляки Уэйтса - записали песню "Ol' '55" в своем альбоме On the Border. Таким образом, дело Уэйтса жило и побеждало.
Tracklist:
01. Ol' 55
02. I Hope That I Don't Fall In Love With You
03. Virginia Avenue
04. Old Shoes [& Picture Postcards]
05. Midnight Lullaby
06. Martha
07. Rosie
08. Lonely
09. Ice Cream Man
10. Little Trip To Heaven [On The Wings Of Your Love]
11. Grapefruit Moon
12. Closing Time
СОСТАВ:
Tom Waits - vocals, piano, celeste, guitar
Shep Cooke - guitar, vocals (on "I Hope That I Don't Fall in Love with You" and "Old Shoes")
Peter Klimes - guitar
Bill Plummer - bass
Delbert Bennett - trumpet
John Seiter - drums, backing vocals
Jesse Ehrlich - cello
Tony Terran - trumpet (on "Closing Time")
Arni Egilsson - bass (on "Closing Time")
ПРОИЗВОДСТВО:
Jerry Yester - producer, engineer
Richie Moore - additional engineer
Cal Schenkel - design, artwork
Ed Caraeff - photography
https://www.youtube.com/watch?v=u1eDuFlOl-c