________________________________________________________________________________
"Sadko", N. A. Rimsky-Korsakov
Helikon Opera
Sadko (Russian: Садко, the name of the main character) is an opera in seven scenes by Nikolai Rimsky-Korsakov. The libretto was written by the composer, with assistance from Vladimir Belsky, Vladimir Stasov, and others. Rimsky-Korsakov was first inspired by the bylina of Sadko in 1867, when he completed a tone poem on the subject, his Op. 5. After finishing his second revision of this work in 1891, he decided to turn it into a dramatic work.
The music is highly evocative, and Rimsky-Korsakov's famed powers of orchestration are abundantly evident throughout the score. According to the Soviet critic Boris Asafyev, writing in 1922, Sadko constitutes the summit of Rimsky-Korsakov's craft. From the opus 5 tone poem the composer quoted its most memorable passages, including the opening theme of the swelling sea, and other themes as leitmotives – he himself set out to "utilize for this opera the material of my symphonic poem, and, in any event, to make use of its motives as leading motives for the opera".
________________________________________________________________________________
«Садко», Н. А. Римский-Корсаков
Либретто Николая Римского-Корсакова и Владимира Бельского
Сказочная опера-былина в семи картинах
Режиссёр-постановщик Дмитрий Бертман,
дирижер-постановщик Владимир Понькин,
художники-постановщики Игорь Нежный, Татьяна Тулубьева,
художник по свету Дамир Исмагилов,
хореограф-постановщик Эдвальд Смирнов,
хормейстер Евгений Ильин.
2016 год, запись телеканала «Россия-К»
Главные партии исполняют:
Игорь Морозов (Садко),
Ирина Рейнард (Любава),
Лидия Светозарова (Волхова),
Ксения Лисанская (Царица-Водяница),
Дмитрий Скориков (Океан-Море, Царь Морской),
Вадим Волков (Нежата),
Михаил Гужов (Варяжский гость),
Максим Пастер (Индийский гость),
Алексей Исаев (Веденецкий гость),
Дмитрий Овчинников (Дуда),
Михаил Никаноров (Лука Зиновьич),
Дмитрий Пономарёв (Фома Назарыч).
«Садко» Н.А. Римского-Корсакова – знаковый спектакль для «Геликон-оперы»: именно он стал первой премьерой после возвращения театра в свой родной дом на Большой Никитской. «Садко» открыл и арку времени, ведь более века назад в первый раз спектакль был представлен публике артистами Московской частной оперы С. Мамонтова, располагавшейся в этом же здании на Большой Никитской.
Но возможности сегодняшней сцены на Большой Никитской для воплощения даже самых сложных режиссёрских задумок безграничны. Подводный мир, заморские страны, берег Ильмень-озера, древний Новгород – всё это появляется на сцене как по мановению волшебной палочки. Артисты позапрошлого и прошлого веков могли бы позавидовать нынешним!
О ТЕАТРЕ:
Информация о «Геликон-Опере» имеется в теме: "Джей Риз - опера «Распутин» - Александр Бригер - Дмитрий Бертман - Григорий Соловьев - Иван Ожогин - Николай Дорожкин /Jay Reise - Rasputin - Alexander Briger - Dmitry Bertman - Helikon Opera (Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» - 2008) HDTVRip"
Адрес -
https://rapidlinks.org/link/?lnk=883028
О ПРОИЗВЕДЕНИИ:
«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.
Содержание оперы заимствовано главным образом из различных вариантов былины «Садко богатый гость» в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Время действия, в былине обычно относимое к XI—XII векам, перенесено в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда ещё сильны были старые языческие верования.
Действующие лица
Фома Назарыч и Лука Зиновьич, старшина и воевода новгородские соответственно — бас и тенор;
Садко, гусляр, певец, купец — тенор;
Любава Буслаевна, молодая жена его — меццо-сопрано;
Нежата, молодой гусляр из Киева-города — контральто;
Дуда и Сопель, скоморохи — бас и тенор соответственно;
Варяжский гость — бас;
Индийский гость — тенор;
Веденецкий (венецианский) гость — баритон;
Океан-Море, Царь Морской — бас;
Волхова́, царевна, его дочь — сопрано;
Старчище, могуч-богатырь в образе калики перехожего — баритон
Новгородский люд, торговые гости, дружина Садко, скоморошины удалые, калики перехожие, девицы — белые лебеди и чуда морские.
Место действия — Новгород и море-океан. Время действия — полусказочное, полуисторическое.
Содержание
Картина первая
Идёт пир в богатых хоромах братчины в Новгороде. Нежата, наигрывая на гуслях, поёт былину о Волхве Всеславиче. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, другая, бо́льшая часть — возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие подступают к Садко и гонят его с пира. Садко уходит и заявляет, что больше не станет петь им своих песен, пусть они живут по старине, как хотят. После его ухода пир продолжается. Скоморохи Дуда и Сопель поют потешную песнь про возгордившегося дурня, который вздумал учить знаменитых гостей уму-разуму. Гости хохочут, общее веселье.
Картина вторая
Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера. Садко, сидя на камне, поёт печальную песню. На поверхности озера появляются белые лебеди, которые оборачиваются красными девицами. Среди них и Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сёстрами. Они водят хоровод; когда прочие красные девицы скрываются в глубине леса, Садко обращается к Волхове со словами любви и восторга. Царевна отвечает, что полюбила его за чудные песни. Она открывает ему своё происхождение и на прощание дарит трёх золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень-озеро. Эти рыбки принесут Садко счастье, и когда он пойдёт с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовёт дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.
Картина третья
Светлица в тереме Садко. Утро. Любава ждёт своего мужа, Садко, которого не было всю ночь. Она говорит про себя, что Садко больше не любит её, что он грезит о подвигах и богатырской славе, а к ней неласков. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу. В задумчивости он отстраняет её от себя и садится на скамью. Он не может отделаться от впечатления, пережитого ночью, и думает о том счастье, которое обещала ему царевна. Любава тревожно спрашивает, не обидели ли его на пиру. Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне?» Любаву пугают его странные слова. Садко поднимается с места, хочет уходить, жена останавливает его вопросом, что он задумал и куда идёт. Садко отвечает, что он идёт на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из озера Ильмень. Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя. Садко отталкивает жену и поспешно уходит.
Картина четвёртая
Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится много народу, окружая торговых гостей — новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, поющие стих о Голубиной книге, скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входят оба настоятеля города — старшина и воевода, затем появляется Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуёй. Настоятели смеются над его словами, тогда Садко предлагает им побиться о большой заклад: пусть они заложат свои лавки с товаром, а он — свою буйную голову. Настоятели принимают вызов. Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей своё обещание. Сеть вытаскивают и в ней находят трёх золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а настоятели удручены, потеряв всё своё состояние. Садко велит осмотреть невод — не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, вся рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться с ними за моря, в дальние края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Садко великодушно возвращает настоятелям выигранные у них лавки, вызывая этим ещё больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Гости — Варяжский, Индийский и Веденецкий — выступают по очереди и поют каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец. Садко благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, он просит настоятелей позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любава. Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать её и не подвергать свою жизнь опасности. Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной.
Картина пятая
Прошло двенадцать лет. Посреди открытого моря стоит корабль Садко, не трогаясь с места. Корабельщики бросают в море бочки с золотом, серебром и жемчугом как дань Морскому царю за то, чтобы он и отпустил корабль вслед за остальными, которые вольно плывут по морю. Садко предполагает, что Морской царь требует человеческой жертвы, и предлагает бросить жребий, кому опуститься на дно. Дружина бросает жребий, и он достаётся Садко. Он догадывается, что не Царь, а Царевна Морская требует его к себе. Он сходит по ступенькам в море, становясь на положенную на воду доску. Тотчас же паруса надуваются, и корабль уплывает. Садко остаётся один на море. Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был двенадцать лет, до веку я твоя, Садко!» Затем Садко с доской опускается в морскую глубину.
Картина шестая
Садко оказывается в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказывает Садко петь величальную песню, и так ему нравится чудное пение, что он предлагает гусляру остаться и взять в жёны царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых весёлыми танцами. Садко вновь берётся за гусли, и всё царство пускается в неистовую пляску, отчего на море поднимается буря, тонут корабли. Появляется Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбивает гусли из рук Садко. Он возвещает конец власти царя Морского, а дочери его назначает стать рекой. Царство подводное погружается в морские глубины, а Садко с Волховой садятся в раковину и устремляются на поверхность.
Картина седьмая
Луг вблизи Ильмень-озера. Садко спит на берегу, около него царевна Волхова. Занимается заря. Волхова прощается с Садко, говоря, что пришла пора ей обернуться быстрой речкой и лечь в крутые берега рядом с её милым другом. Она рассеивается утренним туманом по лугу. Слышен голос Любавы, тоскующей о своём муже. Увидев Садко, она с криком радости бросается к нему. Садко, проснувшись, озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло всё предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно. Оглянувшись, они видят, что на месте, покрытом раньше туманом, образовалась широкая река, вытекающая из Ильменя, а по реке плывут корабли Садко, спеша пристать к берегу. Садко объясняет своей жене, что Царь Морской, пленённый его песнями, отдал ему свою дочь, которая превратилась теперь в реку Волхову. В это время корабли пристают к берегу, с них сходит дружина. Со всех сторон сбегается народ. Все удивляются чуду — появлению на этом месте реки и возвращению Садко и восторженно его приветствуют. Садко повторяет перед народом рассказ о своём чудесном пребывании на дне морском и просит всех помолиться за могучего богатыря, который усмирил Царя Морского и повелел его дочери пролиться Волховой-рекой у Новгорода.
ФАЙЛ
Качество: HDTVRip
Формат/контейнер: mkv
Видео: MPEG4 Video (H264) 1280x720 25fps
Аудио: AAC 44100Hz stereo
Продолжительность: 02:01:20
Размер: 1,44 ГБ (1 555 592 456 б)