ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ, ЧТО КАЧЕСТВО ЗАПИСИ SATRip, ПО КАНАЛУ ВЫСОКОЙ ЧЕТКОСТИ ПЕРЕДАЧА НЕ ТРАНСЛИРОВАЛАСЬ.
__________________________________________________________________________________________
Jalil by Nazib Zhiganov at the Tatar State Opera & Ballet, Kazan
Opéra in two acts
Music by Nazib Zhiganov
Libretto by Akhmed Faisi
Under the Editorial Mikhaïl Pandjavidze
Orchestra of the Tatar State Academic Opera
Renat Salavatov, Conductor
Nouria Djouraeva, Chorus master
Renat Salavatov, Musical Director
Mikhaïl Pandjavidze, Staging
Igor Grinevitch, Set design
Serguey Shevtchenko Lighting
Pavel Suvorov, Computer Graphics
Victor Sobolev, Music programming
Recorded on Aprill 28th, 29th & 30th 2015 at the Tatar State Academic Opera of Kazan, Russia
TV Director, Vincent Massip
__________________________________________________________________________________________
Название: Джалиль
Оригинальное название: Jalil
Год выпуска: 2015 (запись 28, 29, 30 апреля)
Премьера в 2011 году
Жанр: Опера в двух действиях, 7 картинах
Музыка: Назиб Жиганов (Nazib Zhiganov)
Либретто: Ахмед Файзи (Akhmed Faisi)
Режиссер-постановщик: Михаил Панджавидзе (Mikhaïl Pandjavidze)
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Ренат Салаватов (Renat Salavatov)
Оркестр Татарского академического государственного театра оперы и балета (Orchestre du Théâtre d'Opéra et de ballet académique d'état Tatar)
Хормейстер: Нурия Джураева (Nouria Djouraeva)
Сценография: Игорь Гриневич (Igor Grinevitch)
Свет: Сергей Шевченко (Igor Grinevitch)
Сценическое видео: Павел Суворов (Pavel Suvorov)
Режиссер видео: Vincent Massip
Выпущено: Франция, Россия, Telmondis, Mezzo, Tatar State Academic Opera
Язык: Татарский, русский с французскими субтитрами
Исполнители и действующие лица:
Akhmed Agadi (Jalil),
Marina Nerabeeva (The poet's wife),
Aïdar Nurgayanov (Juraviev - Colonel),
Evgueni Ulanov (Kanzafarov - traitor),
Yury Ivshine (André Timmermans),
Dina Khamsina (Khayat - The prisoner),
Dina Khamsina (The mad woman),
Vladimir Vassiliev (Kovalev),
Yuri Petrov (Stpaev),
Rustem Kutlubaev (Ishnazarov),
Marcel Miftakhov (Sabirov),
Ravil Idrisov (Matveev),
Oleg Machin (The German officer),
Stanislas Sherbinin (Usenko)
Спектакль Татарского академического государственного театра оперы и балета записан французскими кинематографистами в апреле 2015 года. Режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, музыкальный руководитель и дирижер Ренат Салаватов, главные партии исполняют Ахмед Агади, солист Мариинского театра, и Марина Нерабеева, солистка Московского театра Новая опера им. Е.Колобова.
В первый раз спектакль транслировался по французскому телеканалу MEZZO 9 мая 2015, его зрителями явились около 40 млн чел. в 50 странах мира.
О КОМПОЗИТОРЕ:
Назиб Гаязович Жиганов - татарский советский композитор, педагог.
Родился 2 (15) января 1911 года в городе Уральске, (ныне — административный центр Западно-Казахстанской области Республики Казахстан).
Рано осиротел, воспитывался в детском доме. В 1928 году приехал в Казань, где жила его сестра Фаиза, с намерением поступить в музыкальный техникум. Музыке начал обучаться еще в Уральске, в детском доме. Его первой учительницей была выпускница Санкт-Петербургской консерватории Светчина (фамилия дается по его воспоминаниям). В Казани брал уроки у Н. А. Шевалиной. В 1929 году поступил в Восточный музыкальный техникум (с 1904 года — Казанское музыкальное училище). По классу фортепиано учился у М. А. Пятницкой, по классу виолончели - у Р. Л. Полякова. В 1931 году, завершив два курса обучения в техникуме, по совету композитора А. С. Ключарёва поехал в Москву, где поступил в музыкальный техникум при МГК имени П. И. Чайковского (окончил в 1935 году), затем - на третий курс консерватории, где учился в классе композиции Г.И. Литинского. В 1937 году при открытии Государственной филармонии ТАССР была исполнена его Первая симфония, первое татарское сочинение в этом жанре. Окончив консерваторию в 1938 году, Жиганов вернулся в Казань. В 1943 году был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета, на открытии которого в 1939 году исполнялось дипломное сочинение композитора — опера «Качкын».
В 1944 году Жиганов обратился с предложением в Совет Министров Татарской АССР создать в Казани консерваторию. Распоряжением Совнаркома СССР от 13 апреля 1945 года была создана Казанская государственная консерватория республиканского (РСФСР) подчинения. В июне 1945 года Жиганов был назначен ее директором (преподавал оркестровку, с 1953 года - профессор). Он бессменно руководил консерваторией как ректор более 40 лет, до скоропостижной кончины 2 июня 1988 года в Уфе (по другим данным в Казани), после концертного исполнения новой редакции оперы «Джалиль».
С 1939 по 1977 годы Жиганов возглавлял СК Татарской АССР. Делегат первого съезда СК СССР (1948), на котором избран членом его правления. В 1957 году на втором съезде избран секретарем правления. Бессменно занимал этот пост с 1962 по 1988 год. В 1960 году избран членом правления СК РСФСР. С 1961 по 1988 год - член Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР. Депутат Верховного Совета РСФСР 2-6 созывов, ВС СССР 7-го созыва (1966—1970).
Жиганов - один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Практически все ныне функционирующие учреждения и организации музыкальной культуры Татарстана (Казанская консерватория (ныне академия), Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля, Государственный симфонический оркестр, Союз композиторов республики, средняя специальная музыкальная школа (ныне лицей при консерватории) создавались при его непосредственном участии. Автор 8 опер, 3 балетов, многих симфоний и камерных сочинений. В его произведениях гармонично сочетаются национальный колорит и традиции русского и европейского музыкального наследия.
Похоронен на Арском кладбище в Казани.
О ТЕАТРЕ:
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля – один из крупнейших музыкальных театров России, носитель традиций российской, мировой и татарской национальной музыкальной культуры.
Здание театра было построено в 1956 г. (архитекторы Скворцов и Гайнутдинов). Фасады и внутренние интерьеры театра выдержаны в стиле современного неоклассицизма и сочетают классические формы с татарскими национальными орнаментами и элементами декоративно-прикладного искусства. В 2005-м театр перенес капитальную реконструкцию. Техническая оснащенность на уровне европейских стандартов, явившаяся результатом реконструкции, позволяет театру создавать новаторские спектакли со сложной сценографией, световыми эффектами.
Формирование репертуара театра происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. Ряд международных проектов, осуществленных в последние годы, позволяет театру находиться в русле новейших тенденций современного мирового музыкального театра.
Особенностью административно-художественной структуры театра является отказ от института «главных» (режиссер, балетмейстер, художник), благодаря чему театру вот уже много лет удается избегать столкновений творческих амбиций, в том числе монополии «главных», не пускающих на свою территорию конкурентов. В театре, одном из первых в стране, были введены должности руководителей оперной и балетной трупп, которые не являются постановщиками, но проводят в жизнь художественную и административную политику театра.
Благодаря имеющейся форме организации работы в театре его художественные границы значительно расширяются, от чего выигрывает, в первую очередь, зритель, ибо он получает возможность увидеть и услышать лучшее, что отобрано временем, а именно оперные и балетные шедевры. Благодаря введению контрактной системы с ее жесткой конкуренцией и возможностью широко использовать практику приглашения гастролеров, театр не только смог избежать посредственного уровня исполнения и, соответственно, пустых зрительных залов (средняя заполняемость зала театра составляет 96%), но и достиг того уровня, при котором ни один спектакль сегодня, не исключая и национального репертуара, не проходит без участия гастролеров. Кроме того, ни один спектакль не проходит и дважды в одном и том же составе, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые.
С 1994 г. театр ежегодно проводит международные гастрольные турне по странам Европы (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике до 120 спектаклей в год.
Театральный сезон длится с сентября по июль, "кульминационными" точками сезона являются февраль и май месяцы - время проведения Международного оперного фестиваля имени Федора Ивановича Шаляпина и Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева.
Официальный сайт театра -
http://kazan-opera.ru/
О ПРОИЗВЕДЕНИИ:
Опера «Джалиль», посвященная судьбе героя антинацистского сопротивления, поэта Мусы Джалиля (1906-1944), была написана другом поэта, композитором Н.Жигановым, премьера состоялась в 1957 году. В основу либретто легли стихи М.Джалиля из его знаменитой «Моабитской тетради». Новая постановка оперы была осуществлена в Казани в 2011 году режиссером М.Панджавидзе. Спектакль, созданный с привлечением технологий XXI века – видеоинсталляций, компьютерной графики, декораций-трасформеров - это попытка современным художественным языком рассказать современным людям о беспримерном подвиге советского народа в самой кровопролитной войне, которой не было равных по масштабу в мировой истории. Постановка получила восторженный прием публики и была удостоена ряда общественных наград.
Краткое содержание (с сайта театра)
Картина 1
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Железнодорожная станция в немецком тылу. Сюда привозят новую партию пленных советских воинов. Среди них - известный татарский поэт Муса Джалиль.
Мыслями поэт обращается к Отчизне, к родной Казани, где его ждут жена и маленькая дочь. Что теперь с ними? Муса с ужасом представляет, что из-за того, что он в плену, его семья может быть подвергнута репрессиям: по уставу Красной Армии плененный боец считался изменником Родины.
За колючей проволокой лагеря собираются военнопленные. Изможденные, обессилившие от голода, люди не теряют веры в победу. Испытания не сломили их волю.
Картина 2
Нам скрепили дружбу
Кровь и пламя.
Тревожные дни 1942 года. Короткая передышка между боями.
Солдаты пишут письма домой, чистят оружие. Казах Сатпаев напевает грустную песню о далеком Иртыше. Ишназаров сочиняет письмо казанским девушкам, но, заслушавшись, забывает обо всем. Пришедший капитан Джалиль помогает Ишназарову закончить письмо, найдя простые сердечные слова.
Вбегает перепуганный лейтенант Канзафаров: воинская часть окружена, спасенья нет. Джалиль резко обрывает его, приказывая прекратить панику. Полковник Журавлев грозит отдать труса под суд, но Канзафаров клянется в бою искупить свою вину.
Бойцы расходятся. Журавлев открывает Джалилю серьезность положения. Он говорит о своем решении отвлечь на себя силы фашистов, чтобы Муса с частью отряда смог выйти из окружения…
Картина 3
Кто не знает мужества — тот раб.
Место недавнего боя. На обугленной земле лежит тяжело раненный Джалиль.
Но что это? Поэту кажется, что он слышит колыбельную песню. Появляется женщина, качающая на руках мертвое дитя. Поэту представляется, что в обличье безумной женщины выступает сама смерть.
С линии фронта бежит Канзафаров. На его пути встает Муса. Предатель уговаривает Джалиля бежать вместе с ним, но поэт приказывает ему вернуться на поле боя. Дезертир пытается заколоть единственного свидетеля его бегства. Джалиль стреляет в него…
Приближается отряд немецких захватчиков. Не в силах оказать сопротивление, Джалиль хочет покончить с собой, но в его пистолете больше нет патронов: последнюю пулю, которую поэт берег для себя, он потратил на предателя…
Картина 4
Прости, Родина!
В немецкой комендатуре гитлеровцы допрашивают и пытают Мусу. Но не физическая боль терзает поэта. Он казнит себя за то, что, раненный в бою, он попал в плен, будучи не в состоянии свести счеты с жизнью.
Джалиль вспоминает слова полковника Журавлева, признавшегося, что Муса, чьи пламенные стихи поднимают людей на борьбу, дорог ему, как сын. Поэт думает о жене и дочери. Эти мысли помогают Джалилю выдержать все истязания.
Измученного поэта выносят из комендатуры. Его окружают друзья. Джалиль признается, что враги предлагают сохранить ему жизнь, если он перейдет к ним на службу. Это невозможно!
Пленники устраивают совет. Бельгиец Андре стережет их, беззаботной песенкой предупреждая о приближении часовых. Друзья предлагают поднять бунт, чтобы организовать побег Мусы, но поэт отказывается, не желая спасаться ценой жизни других. Джалиль принимает другое решение: отныне он будет бороться с врагом, надев позорную маску предателя. Его страшит лишь, что слух о предательстве дойдет до Родины и близких…
Картина 5
Кто посмеет сказать,
Что я предал?!
Железнодорожная станция в Германии. Идет погрузка в эшелон очередной партии узников, направляемых в немецкий тыл на принудительные работы.
Появляются легионеры, навербованные гитлеровцами для отправки на Восточный фронт; с ними Джалиль. Поэт напутствует воинов «Идель-Урала». С ненавистью и презрением встречают пленные его слова.
Эшелон отправляется, немецкие офицеры расходятся. Пленная татарская девушка Хаят, глядя на убегающие вдаль пути, поет грустную песню, полную тоски по родным местам. Джалиль прислушивается, а после пытается заговорить с девушкой. Вместо ответа Хаят бросает ему в лицо слова презрения. Сбежавшиеся пленные оскорбляют его, грозят расправой. Немецкие солдаты оттесняют народ.
Вдруг среди фашистов возникает паника: предыдущий батальон легионеров, сформированный Джалилем, перешел на сторону Советской Армии! Муса разоблачен.
Картина 6
Не верь!
Госпиталь в советском тылу. Женщины украшают новогоднюю елку. Среди них – жена поэта, которая давно не имеет вестей от супруга. Подруги утешают и поддерживают ее в трудный час…
Среди раненых жена поэта случайно встречает Канзафарова. «Фронтовик» признается, что служил вместе с Джалилем. С замиранием сердца жена поэта спрашивает, что с ее Мусой? Канзафаров ведет себя странно: он не хочет прямо отвечать на ее вопросы.
Наконец, он признается, что Муса перешел на сторону врага. Нет! Никогда не поверит этой страшной вести любящее сердце.
…Воображению Джалиля, который томится в немецкой тюрьме, представляются картины страданий любимой и ее ареста как жены «врага народа».
Картина 7
Песни всегда посвящал я отчизне,
Нынче отчизне я жизнь отдаю.
Моабитская тюрьма, Берлин. В камеру, где заключен Муса, вталкивают избитого Андре. Джалиль склоняется над другом. Бельгиец замечает на полу листки бумаги со стихами. Он потрясен тем, что в последние мгновения жизни Муса может писать стихи.
Но поэт верит в грядущую победу, он ощущает себя частью своего народа и надеется, что правда восторжествует. Его тревожит лишь то, что вместе с ним погибнут и его песни. Андре клянется другу сохранить тетради и передать их людям. Друзья прощаются.
Звучит смертный приговор: Мусу ожидает казнь на гильотине.
Эпилог
Послевоенное время. В Москве живут жена и дочь Джалиля.
Андре Тиммерманс, выполняя последнее желание Мусы, передает Моабитскую тетрадь на родину поэта.
Словно со страниц книги, звучит голос Джалиля, подхватываемый сотнями голосов. Люди узнают о подвиге поэта. Память о герое остается в веках благодаря его стихам.
ФАЙЛ
Качество: SATRip
Формат/контейнер: mkv
Видео: MPEG4 Video (H264) 704x576 (16:9) 50fps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256kbps
Продолжительность: 01:51:15
Размер: 1,35 ГБ (1 454 020 899 bytes)